§ 9. Использование преподавателем для подготовки материалов, тестов, проверки работ (ПРАКТИКУМ)
Использование преподавателем или учителем для подготовки материалов, тестов, проверки работ
Подготовка к занятиям с помощью ИИ
GigaChat - это мощный инструмент генерации текста, который может помочь в создании разнообразных учебных материалов.
Возможности GigaChat в образовательном контексте
GigaChat предлагает широкий спектр возможностей для преподавателей и учителей:
- Создание планов уроков и учебных программ
- Генерация объяснений сложных концепций на разных уровнях сложности
- Разработка сценариев для интерактивных упражнений
- Создание примеров и кейсов для иллюстрации теоретического материала
Разработка эффективных промптов для создания учебных материалов
Ключ к эффективному использованию GigaChat — правильная формулировка запросов (промптов). Вот несколько советов:
- Будьте конкретны в своих запросах, указывая целевую аудиторию, уровень сложности и желаемый формат.
- Используйте специфическую терминологию вашей предметной области.
- Запрашивайте разнообразные форматы: определения, примеры, вопросы для обсуждения.
Практические примеры использования GigaChat в подготовке лекций, заданий и тестов
- Для лекций: Генерация структурированных конспектов, создание аналогий и метафор для объяснения сложных концепций.
- Для заданий: Разработка сценариев ролевых игр, создание задач с различными уровнями сложности.
- Для тестов: Генерация вопросов множественного выбора, создание задач на сопоставление и открытых вопросов.
Оптимизируйте процесс подготовки к занятиям с помощью искусственного интеллекта.
Практика
Создание плана занятия- Промпт: "Создай подробный план 90-минутного занятия по теме [ваша тема] для учащихся [курс/специальность]. Включи: цели занятия, ключевые понятия, практические задания и вопросы для обсуждения."
- Действие: Проанализируйте полученный план, адаптируйте его под свой стиль преподавания и особенности группы.
- Промпт: "Предложи 3 реальных примера применения [концепция] в [область]. Каждый пример должен быть кратким, но информативным."
- Действие: Используйте эти примеры для иллюстрации теоретических концепций на занятии.
- Промпт: "Сгенерируй 5 провокационных вопросов для обсуждения темы [тема] с учащимися [курс]. Вопросы должны стимулировать критическое мышление."
- Действие: Выберите наиболее подходящие вопросы для групповой дискуссии.
Создание визуальных материалов с использованием Kandinsky
Обзор возможностей Kandinsky для образовательных целей
Kandinsky позволяет создавать:
- Иллюстрации к учебным концепциям
- Инфографику для визуализации данных и процессов
- Схемы и диаграммы для объяснения сложных идей
- Уникальные изображения для презентаций и раздаточных материалов
Техники создания иллюстраций, инфографик и схем
- Используйте четкие и конкретные описания в промптах.
- Экспериментируйте с различными стилями (например, реалистичный, мультипликационный, абстрактный).
- Итеративно улучшайте результаты, корректируя промпты на основе полученных изображений.
Предупреждение: на данный момент некоторые системы искусственного интеллекта могут некорректно обрабатывать текст, поэтому, вероятно, в результате вы увидите текст, набранный «марсианским» шрифтом.
Интеграция визуального контента в учебные материалы
- Используйте сгенерированные изображения для создания мнемонических приемов.
- Сочетайте текстовые объяснения с визуальными элементами для усиления понимания.
- Создавайте визуальные конспекты, сочетающие текст и изображения.
Добавьте в свои учебные материалы больше визуального контента, используя искусственный интеллект.
Практика
Создание инфографики:
- Промпт: "Создай инфографику, иллюстрирующую процесс [процесс] в [предметная область]. Используй простые формы и яркие цвета."
- Действие: Используйте полученное изображение как основу, добавьте текст и при необходимости отредактируйте в графическом редакторе.
- Промпт: "Сгенерируй абстрактное изображение, представляющее концепцию [концепция] в стиле минимализма."
- Действие: Используйте изображение как фон или элемент дизайна в ваших презентациях.
- Промпт: "Создай изображение, метафорически представляющее [сложная концепция] через [простой объект или сцену]."
- Действие: Используйте это изображение для объяснения сложных идей на занятии.
Разработка и адаптация тестовых заданий с помощью ИИ
ИИ может помочь в создании разнообразных заданий и автоматизации некоторых аспектов оценки работ учащихся.
Генерация различных типов тестовых вопросов
GigaChat может помочь в создании:
- Вопросов с множественным выбором
- Заданий на сопоставление
- Вопросов типа "верно/неверно"
- Открытых вопросов и задач
Пример промпта: "Создайте 5 вопросов с множественным выбором по теме 'Основы экологии' для учащихся 11 класса. Каждый вопрос должен иметь 4 варианта ответа."
Персонализация тестов под уровень и потребности учащихся
- Используйте ИИ для генерации вопросов разной сложности.
- Создавайте адаптивные тесты, где следующий вопрос зависит от ответа на предыдущий.
- Разрабатывайте тесты с учетом различных стилей обучения (визуальный, аудиальный, кинестетический).
Анализ качества сгенерированных тестовых заданий
- Проверяйте корректность информации в сгенерированных вопросах.
- Оценивайте соответствие вопросов целям обучения.
- Анализируйте разнообразие и баланс типов вопросов.
Применение ИИ в разработке позволит существенно упростить процесс создания и проверки учебных материалов.
Практика
Создание тестовых заданий:- Промпт GigaChat: "Разработай 10 вопросов с множественным выбором по теме [тема]. Каждый вопрос должен иметь 4 варианта ответа. Включи вопросы разного уровня сложности."
- Действие: Проверьте корректность вопросов и ответов, при необходимости отредактируйте.
- Промпт GigaChat: "Предложи 3 креативных задания для проекта по теме [тема]. Задания должны требовать применения теоретических знаний на практике."
- Действие: Выберите наиболее подходящее задание, адаптируйте его под уровень ваших учащихся.
- Используйте GigaChat для первичного анализа эссе или отчетов учащихся.
- Промпт: "Проанализируй следующее эссе на тему [тема]. Оцени структуру, аргументацию и использование источников. Предложи конструктивную обратную связь."
- Действие: Используйте анализ ИИ как основу для вашей оценки, но обязательно проверьте работу самостоятельно.
Автоматизация проверки работ
ИИ может помочь в автоматизации некоторых аспектов проверки работ студентов или школьников, но важно понимать его возможности и ограничения.
Возможности ИИ в оценке письменных работ
- Проверка грамматики и стиля
- Оценка структуры и логики аргументации
- Выявление плагиата
- Предоставление обратной связи по содержанию
Ограничения и риски автоматизированной проверки
- Сложность оценки креативности и оригинальности мышления
- Возможные ошибки в понимании контекста
- Риск чрезмерной стандартизации ответов учащихся
Комбинирование автоматической и ручной проверки
- Используйте ИИ для первичной оценки и выявления общих проблем
- Применяйте ручную проверку для оценки нюансов и творческого подхода
- Разработайте систему, где ИИ помогает в рутинных аспектах, а педагог фокусируется на качественной обратной связи
Используйте искусственный интеллект для более эффективной проверки работ учащихся.
Практика
Использование ИИ для проверки грамматики и стиля:- Промпт GigaChat: "Проанализируй следующий текст на предмет грамматических ошибок и стилистических неточностей. Предложи исправления: [вставьте текст работы учащегося]"
- Действие: Сравните результаты анализа ИИ с вашей собственной оценкой. Обратите внимание на то, какие ошибки ИИ обнаружил, а какие пропустил.
- Промпт GigaChat: "Проанализируй структуру и логику аргументации в следующем эссе. Оцени связность аргументов и их соответствие теме: [вставьте эссе учащегося]"
- Действие: Используйте анализ ИИ как основу для вашей оценки. Определите, насколько точно ИИ уловил сильные и слабые стороны аргументации.
- Промпт GigaChat: "Определи, есть ли в этом тексте фрагменты, которые выглядят как потенциальный плагиат или не соответствуют общему стилю автора: [вставьте текст работы учащегося]"
- Действие: Проверьте отмеченные ИИ фрагменты с помощью специализированных инструментов для выявления плагиата. Обсудите результаты с учащимся, если необходимо.