Перейти к основному содержанию
EDU-MMCS
Вы используете гостевой доступ (Вход)

Практикум по решению задач на ЭВМ

  1. В начало
  2. Курсы
  3. Осенний семестр
  4. Педагогическое образование
  5. ПРЗ на ЭВМ 5 к
  6. Общее
  7. Тема 0.1. Повторение

Тема 0.1. Повторение

Требуемые условия завершения
Открыто с: четверг, 12 сентября 2019, 00:00
Срок сдачи: четверг, 3 октября 2019, 00:00

1. Операции целочисленного деления и остатка

Ознакомьтесь с материалом по ссылке . Выполните задания, называя файлы так, как они звучит в начале каждого задания. В начале каждого задания размещайте комментарий с постановкой задачи.

  1. [task-01.pas] Дано двузначное целое число. Вывести сумму и произведение его цифр. Проверьте правильность вашей программы, приведите лог работы в форме комментария.

    Пример

     35 >>> 8, 15
     90 >>> 9, 0
    -11 >>> 2, 1     (!) сумма и произведение цифр положительны

    Замечание 1. Каждая цифра числа понадобится дважды: при участии в вычислении суммы — в первый раз, и произведения — во второй. Рекомендуется использовать для цифр вспомогательные переменные.

  2. [task-02.pas] Дано трёхзначное целое число. Вывести все его цифры (порядок не имеет значения). Проверьте правильность вашей программы, приведите лог работы в форме комментария.

    Пример

    -105 >>> 5, 0, 1
    или
    -105 >>> 1, 0, 5
  3. [task-03.pas] Дано двузначное целое число. Поменяйте в нем местами разряды десяток и единиц. Проверьте правильность вашей программы, приведите лог работы в форме комментария.

    Пример

     35 >>>  53
    -10 >>> -1
  4. [task-04.pas] Дано трёхзначное целое число. Выполните в нем циклический сдвиг разрядов влево (разряд единиц становится разрядом десятков, разряд десятков — разрядом сотен, а разряд сотен — разрядом единиц).

  5. Пример
     123 >>>  231
    -602 >>> -26
  6. [task-05.pas] Дано трёхзначное целое число. Сформировать новое число, каждый разряд которого меньше на единицу. Если разряд данного числа равен 0, то он должен стать равным 9 (использовать условный оператор запрещено).

    Пример

     267 >>> 156
     601 >>> 590
     111 >>> 0
    -150 >>> -49

2. Условный оператор

Логические выражения часто применяют внутри условного оператора, который контролирует выполнение определённых действий в зависимости от истинности выражения:

if <логическое выражение> then
  <действие>  // выполнится, если <условное выражение> даёт True

Обратите внимание на дополнительный отступ внутри условного оператора.

Может потребоваться выполнение одних действий в случае истинности выражения и других — в противном случае («иначе»):

if <логическое выражение> then
  <действие-1>
else
  <действие-2>

В качестве действий может выступать один оператор (например, writeln('Hello!')), либо блочный оператор begin..end, в который можно поместить несколько операторов.

Самые частые ошибки

  1. Не следует ставить точку с запятой перед else.

  2. Не следует забывать о begin..end в случае нескольких операторов после then или else.

Задачи

  1. [Файл task-01-if.pas] Даны целые числа a, b, c. Вывести значение True, если существует треугольник с соответствующими длинами сторон, и False в противном случае. Если треугольник существует, вывести его площадь.

  2. Указание. Вспомните «неравенство треугольника». Для вычисления площади воспользуйтесь формулой Герона (p означает полупериметр):

    S=p(p−a)(p−b)(p−c)−−−−−−−−−−−−−−−−−√

  3. [Файл extra-task-01-if.pas] Даны целочисленные координаты точки на плоскости. Если точка совпадает с началом координат, то вывести 0. Если точка не совпадает с началом координат, но лежит на оси OX или OY, то вывести соответственно 10 или -10. Если точка не лежит на координатных осях, вывести 11.

    Указание. Реализуйте программу так, чтобы для вывода числа, описывающего положение точки на координатной плоскости, оператор вывода использовался только один раз.


  4. [extra-task-02-if.pas] Даны координаты поля шахматной доски X, Y (целые числа, лежащие в диапазоне 1–8). Учитывая, что левое нижнее поле доски (1, 1) является черным, вывести значение True, если данное поле является белым, и False в противном случае.

    [extra-task-01-b.pas] Дано трехзначное целое число a. Выведите True, если существует перестановка цифр, при которой число делится на 10, и False в противном случае.
    Замечание. В решении разрешается использовать не более трёх операторов div и mod (в сумме). Примеры:

     602 >>> True [620, 260]
     311 >>> False
    -100 >>> True [-100, -10]
◄ Тема 0. Повторение
Тема 0.2. Повторение: циклы ►
Пропустить Навигация
Навигация
  • В начало

    • Страницы сайта

      • Мои курсы

      • Теги

    • Мои курсы

    • Курсы

      • Осенний семестр

        • Прикладная математика и информатика

        • Фундаментальная информатика и ИТ

        • Математика, механика

        • Педагогическое образование

          • ТЧиЧС_24-25 ФФ

          • Алгебра 1_2024

          • Prog_2

          • ТОШКИ-3 курс

          • ИКТ и медиаинформационная грамотность

          • ПРЗ на ЭВМ 5 к

            • Общее

              • ФайлЛитература по программированию на Паскаль

              • ЗаданиеТема 0. Повторение

              • ЗаданиеТема 0.1. Повторение

              • ЗаданиеТема 0.2. Повторение: циклы

              • ЗаданиеТема 0.3. Повторение: обработка последовательносте...

            • Тема 1: Графика в Паскале

            • Тема 2. Одномерные массивы

            • Тема 3. Подпрограммы: процедуры и функции

            • Тема 4: Создание типов данных пользователя

            • Тема 5: Двумерные массивы (матрицы)

            • Тема 6: Работа с файлами в Паскале

            • Тема 7: Работа со строками

            • Тема 8: Работа с файлами в Паскале (продолжение)

            • Тема 8: Записи и множества (повторение)

            • Экзаменационная работа. Индивидуальные задания

            • Тема 11

            • Тема 12

            • Тема 13

            • Тема 14

            • Тема 15

            • Тема 16

            • Тема 17

            • Тема 18

            • Тема 19

            • Тема 20

            • Тема 21

            • Тема 22

            • Тема 23

            • Тема 24

            • Тема 25

          • Конф. инф. обр. среды 2 курс

          • Языки и методы 3к Pascal (продолжение)

          • ТОШКИ

          • ИКТ в образовании

          • НОШКМ

        • Магистратура

          • Разработка мобильных приложений и компьютерных игр

        • Аспирантура

        • Вечернее отделение

        • Другое

      • Весенний семестр

        • Прикладная математика и информатика

        • Фундаментальная информатика и ИТ

        • Математика, механика

        • Педагогическое образование

        • Магистратура

          • Разработка мобильных приложений и компьютерных игр

        • Аспирантура

        • Вечернее отделение

        • Другое

      • Воскресная компьютерная школа

        • Пользователь компьютера плюс

        • Пользователь прикладных программ

        • Программирование I ступень

        • Программирование II ступень

        • Программирование III ступень

        • Архив

      • Воскресная математическая школа

        • Открытое тестирование РНОМЦ и мехмата ЮФУ - 2025

        • Олимпиадная математическая школа

        • Повышение квалификации

        • Доступная математика

        • Лаборатория математического онлайн-образования мех...

        • Осенняя универсиада

        • Научно-практическая конференция

        • ВМШ

          • ВМШ - 24

        • Летняя олимпиадная математическая школа РНОМЦ и ме...

      • Государственная итоговая аттестация

      • Дополнительное образование

      • Олимпиады

      • Видеолекции

      • Разное

      • Архив курсов

      • Заочная школа мехмата ЮФУ

Служба поддержки сайта
Вы используете гостевой доступ (Вход)
ПРЗ на ЭВМ 5 к
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение Яндекс.Метрика