Перейти к основному содержанию
EDU-MMCS
Вы используете гостевой доступ (Вход)

Искусственный интеллект

  1. В начало
  2. Курсы
  3. Весенний семестр
  4. Магистратура
  5. M1. Artificial Intelligence
  6. Большие Языковые Модели
  7. Лабораторная 3. Применение языковых моделей

Лабораторная 3. Применение языковых моделей

Требуемые условия завершения
Открыто с: четверг, 13 ноября 2025, 00:00
Срок сдачи: среда, 24 декабря 2025, 00:00

Требования аналогичны 2 лабораторной, можно строить на её основе.

  • Цель лабораторной: пощупать возможности работы с языковыми моделями и их комбинирования с чем-нибудь (инструменты, RAG, шаблонные промпты, роли)
  • Баллы: 5-20+ баллов, в зависимости от масштабов и качества.
  • Работа в группах: аналогично лабораторной 2.
  • Где брать языковые модели: можно воспользоваться Ollama, при необходимости обращайте внимание на то, поддерживает ли модель работу с инструментами (tools).
  • Помимо языковых моделей вы можете использовать готовые решения для менеджмента промптов: тут можно посмотреть обсуждение и ссылки, большой список разных полезных штук можно полистать здесь
  • Качество обработки данных и промптов также оценивается
  • Генерировать куски кода с LLM разрешается, пока вы понимаете, что происходит, и можете за него нести ответственность

Вариант 1. Генератор текстов

Реализуйте генератор текста в какой-то доменной области.
Примеры областей:

  • Отзывы на курсовые и выпускные работы.
    • Соберите датасет из отзывов с разными оценками на sfedu.hub.
    • Можно в стиле RAG подсовывать в промпт отзывы на близкие темы или с тех же кафедр.
    • Можно обернуть поиск по датасету в инструмент и пусть нейронка сама ищет.
    • В качестве параметров генерации могут выступать тема работы, оценка, данные студента и преподавателя, плюсы и минусы работы, стиль направления/кафедры (сравните стиль текста у ФИИТ и у педагогов).
    • Следите за объёмом текста.
  • Форматирование заданий в moodle
    • Нужно выделить типы лабораторных, требования к стилю оформления, выяснить язык, в котором форматируются лабы, описать это всё в промптах.
    • Агент может дополнительно спрашивать/ревьювить лабораторную и предлагать исправления.
  • Школьные сочинения
    • На какую оценку писать (чтобы можно было получить не идеальные сочинения)
    • От лица школьника какого класса
  • Описания игровых предметов
    • По названию предмета, сухому описанию, жанру игры или ещё чему-нибудь генерируются разные описания как подспорье геймдизайнеру.

Скорее всего вам понадобится:

  • Хранилище шаблонов промптов – можно взять готовые или просто хранить форматные строки.
  • Принятие переменных от пользователя или делегировать сбор информации нейронке
  • Генерация разных вариантов – кнопка “перегенерировать” с перезапуском генерации и изменением параметров типа температуры.
  • Автоматическая проверка из кода длины текста и запрос нейронке “сгенерировать ещё” или “сократи”. Либо выдать ей инструмент, который считает количество символов, и просить её саму валидировать при необходимости.
  • Имитация цепочки рассуждений – сначала просить генерировать план, проревьювить его, потом по нему генерировать текст, потом проревьювить текст и выдать финальную версию.
  • Роли – чтобы отделять системный промпт с настройками ассистента от запросов и входных данных пользователя.

Вариант 2. Поиск по базе знаний

На основе варианта 2 из лабораторной с эмбединнгами реализуйте RAG: обогащайте запрос пользователя данными из базы.

Вариант 3. Генератор викторин

Реализуйте ассистента, который помогает генерировать викторины.
Пример решения:

  • Подготавливаем шаблон промпта/набора промптов, в которых расписываем, какая роль у ассистента, какие данные ему использовать, как работать, в каком формате выдать результат.
  • Даём пользователю добавить в контекст файлы, на основе которых надо сделать викторину (материал лекции, статья из википедии, глава из книги)
  • Модуль автотестирования: смотрим, как хорошо отвечает на вопросы эта/другая языковая модель с пустым контекстом/с заполненным важной информацией контекстом.
  • Добавляем инструменты, например, для поиска в базе из лабораторной 2 или чтения файлов с базой знаний.

Вариант 4. Рекомендательная система (content-based)

Реализуйте ассистента на основе LLM, который через общение с пользователем подбирает ему фильмы/игры/вариант лабораторной.
Пример сценария:

  • Ассистент задаёт вопросы, на основе которых он сможет лучше понять, что порекомендовать. Можно их сгенерировать один раз с помощью хорошей модели.
    1. RAG: на основе ответов ищутся похожие записи в базе данных, как в лабораторной 2, найденными записями обогащается контекст и это отправляется как один большой запрос LLM.
    2. Агентный режим: на основе этого контекста модель что-то делает в агентном режиме и потом пользователю выдаётся список фильмов.
    • Она может задать уточняющие вопросы.
    • Она может порассуждать. Даже если модель без ризонинга, вы можете составить ей промпты с планом рассуждений (попросить модель получше и переиспользовать) и сделать несколько вызовов.
    • Вы можете использовать LLM, которая умеет использовать инструменты. Тогда поиск в базе из лабораторной 2 можно обернуть в инструмент и дать ей его, либо найти готовые.

Вариант 5. Калькулятор

Реализуйте калькулятор как инструмент для нейронки, сделайте так, чтобы нейронка могла им пользоваться и протестируйте на школьных задачах. Сравните качество ответов с/без инструмента, сравните несколько моделей. Можно совместить с лабораторной 4.

◄ Лабораторная 2. Эмбеддинги
Лабораторная 4. Исследование ►
Пропустить Навигация
Навигация
  • В начало

    • Страницы сайта

      • Мои курсы

      • Теги

    • Мои курсы

    • Курсы

      • Весенний семестр

        • Прикладная математика и информатика

        • Фундаментальная информатика и ИТ

        • Математика, механика

        • Педагогическое образование

        • Магистратура

          • Разработка мобильных приложений и компьютерных игр

          • Научные вычисления - 2025

          • ИАБолДанн

          • История инф

          • Data Scince и АД

          • МО (маг ИИ)

          • NLP

          • M1. Artificial Intelligence

            • Общее

            • Введение

            • Построение пути и навигация

            • ROS 2

            • Алгоритмы принятия решений

            • Большие Языковые Модели

              • ЗаданиеЛабораторная 1. Знакомство

              • ЗаданиеЛабораторная 2. Эмбеддинги

              • ЗаданиеЛабораторная 3. Применение языковых моделей

              • ЗаданиеЛабораторная 4. Исследование

            • Тема 15

            • Тема 16

            • Тема 17

            • Тема 18

            • Тема 19

            • Тема 20

          • CSm2Research

          • Мат. модели в МСС

          • НИС

          • Свертки

        • Аспирантура

        • Вечернее отделение

        • Другое

        • ОИИ

      • Осенний семестр

        • Прикладная математика и информатика

        • Фундаментальная информатика и ИТ

        • Математика, механика

        • Педагогическое образование

        • Магистратура

          • Разработка мобильных приложений и компьютерных игр

        • Аспирантура

        • Вечернее отделение

        • Другое

      • Воскресная компьютерная школа

        • Пользователь компьютера плюс

        • Пользователь прикладных программ

        • Программирование I ступень

        • Программирование II ступень

        • Программирование III ступень

        • Архив

      • Воскресная математическая школа

        • Открытое тестирование РНОМЦ и мехмата ЮФУ - 2025

        • Олимпиадная математическая школа

        • Повышение квалификации

        • Доступная математика

        • Лаборатория математического онлайн-образования мех...

        • Осенняя универсиада

        • Научно-практическая конференция

        • ВМШ

          • ВМШ -2025

        • Летняя олимпиадная математическая школа РНОМЦ и ме...

      • Государственная итоговая аттестация

      • Дополнительное образование

      • Олимпиады

      • Видеолекции

      • Разное

      • Архив курсов

      • Заочная школа мехмата ЮФУ

Вы используете гостевой доступ (Вход)
M1. Artificial Intelligence
Сводка хранения данных
Скачать мобильное приложение Яндекс.Метрика